Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка


НазваниеРабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации21.02.2019
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
yniver.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

История Древнего мира (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Всеобщей истории для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы по истории.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

– формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндентификации в окружающем мире;

– овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

– формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ; чем отличается Древний мир от мира современного;

– показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

– раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

– охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

– развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципом историзма;

– формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов. В эти часы, в том числе, входят два модуля в количестве 17 часов: 10часов на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история» и 7 часов на модуль «Семь чудес света».

Цель модуля «Что изучает история?» – знакомство с основами исторических знаний; формирование исторического мышления.

Модуль вводится в начале первой четверти, то есть готовит учащихся к изучению исторической науки.

Модуль «Семь чудес света» знакомит учащихся с историей семи чудес света; формирует умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её; продолжает развивать творческие способности учащихся.

Задача этого модуля – познакомиться: какие чудеса света существовали в древних странах мира?

Изучается данный модуль в конце четвёртой четверти.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

системный подход к анализу прошлого, уделяя главное внимание системно-историческому подходу, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития;

деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач;

Основу курса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимосвязи общества и власти; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории;

- человек в истории – сквозная линия, пронизывающая и связующая всё названное выше; она предполагает характеристику условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; их потребностей, интересов, мотивов действий; восприятие мира, ценностей; жизнь и деятельность отдельно взятого человека в контексте времени.

МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

Предмет «История Древнего мира» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 68 часов. Из них 10 часов на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история», 7 часов на второй модуль «Семь чудес света», а остальное время на изучение истории Древнего мира.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты :

– воспитание патриотизма;

– понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

– использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении;

– владение умениями работать в группе, слушать партнёра, аргументировать и формулировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.

Предметные результаты:

– формирование уважительного отношения к истории Древнего мира;

– формирование миропонимания и познание современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

– формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

– развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Знания

Умения

Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий

- устанавливать место исторического события на линии времени;

- объяснять последовательность событий (раньше, позже);

- устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э. и н.э.

Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, её ключевых событий

- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

- группировать, систематизировать факты по заданному признаку.


Использовать историческую карту как источник информации

- находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений;

- прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

- находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты;

- находить в изображении ключевые знаки, символы, образы;

- определять смысл, главную идею высказывания, изображения.

Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории

- осуществлять отбор необходимой информации из текстов, иллюстраций учебника;

- составлять последовательное описание, рассказ на основе простого плана.

Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положение основных групп населения; религиозных верований людей в древности

- выделять главные признаки исторических явлений, событий;

- иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами.

Объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры

- объяснять, в чём заключалось назначение памятника, предмета;

- выделять основные конструктивные и художественные элементы;

- раскрывать, чем определялась ценность памятника, произведения для общества, в котором он создавался

Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

- высказывать свои оценочные суждения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ I. Модуль «Что изучает история» (10 ч)

Что и как изучает история. Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом.

Лента времени. Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление.

Моя родословная. Родословная – история семьи. Имена, отчества, фамилии.

История на карте. Историческая карта и её значение при изучении истории.

Гербы, флаги, гимны государств. Гербы, флаги, гимны государств. Государственные символы России.

Россия – многонациональное государство. Россия – многонациональное государство.

РАЗДЕЛ II. Жизнь первобытных людей (5ч)

Древнейшие люди. Условия жизни и занятия первобытных людей. Верования первобытных людей. Родовые общины охотников и собирателей. Древнейшие земледельцы и скотоводы. Трудовая деятельность, изобретения. Появление неравенства и знати.

РАЗДЕЛ III. Древний Восток (18ч)

Древний Египет (7ч). Условия жизни и занятия населения. Управление государством. Военные походы фараонов. Религиозные верования египтян. Искусство. Письменность. Храмы и пирамиды.

Западная Азия в древности(7ч). Условия жизни и занятия населения. Религиозные верования. Культура.

Древнее Двуречье. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Финикия. Природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит.

Палестина. Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Библейские сказания.

Ассирия. Завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии.

Персидская держава. Военные походы, управление подвластными территориями.

Индия и Китай в древности (4ч)

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Общественное устройство, индийские касты. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: положение различных групп населения. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения Конфуция. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

РАЗДЕЛ IV. Древняя Греция (17ч)

Древнейшая Греция (5ч). Условия жизни и занятия населения. Географическое положение. Древнейшие государства на Крите. Микены и Троя. Верования древних греков. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (5ч). Зарождение демократии в Афинах. Законы Солона.

Древняя Спарта. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения. Причины победы греков.

Олимпийские игры.

Возвышение Афин и расцвет демократии (4ч).

Афинская демократия при Перикле. Культура Древней Греции. Школы и гимнасии. Литература, архитектура, скульптура. Театр.

Македонские завоевания (3ч). Держава Александра Македонского и её распад. Культура эллинистического мира.

РАЗДЕЛ V. Древний Рим (11ч)

Древнейший период (2ч). Население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозное верование.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (2ч).

Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Законы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме (3ч). Восстание Спартака. Гай Юлий Цезарь. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Римская империя в первые века нашей эры (4ч). Соседи Римской империи. Первые христиане и их учение. Расцвет империи.

Разгром Рима германцами и падение римской империи( Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

Культура Древнего Рима. Ораторское искусство, развитие наук, архитектура и скульптура.

Раздел 6. Модуль «Семь чудес света» (7ч).

Пирамиды – первое из семи чудес древнего мира.

Висячие сады Вавилона (сады Семирамиды).

Храм Артемиды Эфесской – главная достопримечательность древнего Эфеса.

Статуя Зевса Олимпийского.

Галикарнасский мавзолей.

Колосс Родосский.

Александрийский маяк.

  1   2   3   4

Добавить реферат в соцсети

Похожие:

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка Сборник содержит программы к линии учебников...
Сборник содержит программы к линии учебников по курсу всеобщей истории для 5—9 классов. Про­граммы соотносятся с учебниками

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconИстория Древнего мира. 5 класс
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconИ. А. Зарипов история древнего мира
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован...

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «История Древнего мира»
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана на основе

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс по фгос базовый уровень
История России. Рабочие программы. Предметная линия Учебников «Сферы». 6-9 классы. М., Просвещение, 2011. Содержание учебного предмета...

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по всеобщей истории...
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы (М.: Просвещение, 2011) Программы общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по истории 11 класс профильное изучение предмета
Рабочая программа по истории (11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconРабочая программа по истории для 5 класса учителя Гарифуллиной Насимы Мехаматнуровны
Учебник: «История «Древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2012

Рабочая программа по всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс) пояснительная записка iconРабочая программа по Всеобщей истории (11 класс) (базовый уровень) 11 класс (32 ч)
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05....




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
yniver.ru
..На главнуюПоиск